КАРДИНАЛЬНАЯ ПСИХОСИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА

МЕТОД КАРДИНАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (КаПсиД). Определение потенциалов личности по дате рождения

     Метод кардинальной психодиагностики (КаПсиД) является прикладным методом психосистемологии и позволяет определять потенциалы и возможности человека с учётом задач и возможных актуальных проблем в различные возрастные периоды.

 

Причинно-следственная модель
Рис. 1. Причинно-следственная модель

     Метод КаПсиД даёт возможность диагностировать состояние человека на разных уровнях причинно-следственных отношений и определять степень совершенства и искажения системных отношений. 

 

Взаимодействие тройственной сферы причин и тройственной сферы следствий через возникновение 4-го (переходного) уровня формируют 7-миуровневую структуру отношений 3+1+3=7.
Рис.2. Образование 7-ми уровней системных отношений по Гиппократу

     Метод позволяет установить творческий потенциал человека во внутриличностных и межличностных  причинно-следственных отношениях – коллективных, общественных, производственных, а также осуществить научное прогнозирование выбора человеком или другой системой алгоритма управляющего решения для наиболее эффективного развития в многообразии сфер жизнедеятельности.

 

Связи на 7-ми уровнях
Рис.3. 7 уровней сознания и отношений с миром

Основные задачи применения метода:

  1. Психодиагностика состояния личности
  2. Ранняя диагностика заболеваний, определение связи 12детерминант свойств субъекта с соответствующими железами эндокринной системы. Связь желёз эндокринной системы с 7-ю уровнями сознания - 7-ю уровнями отношений человека с окружающим миром.
  3. Ранняя диагностика эмоционально-чувственного состояния, особенностей и возможных искажений во взаимодействии (межличностном, в семье, коллективе и т.д.)
  4. Ранняя диагностика ментального состояния как способности как способности к активной профессиональной творческой деятельности
  5. Определение алгоритма выбора наиболее эффективного пути развития личности и преодоления возможных отклонений в её развитии в различные возрастные периоды жизни, исходя из проблем и задач, характерных данному возрасту.
  6. Установление потенциала креативности человека в психосистемных отношениях – коллективных, общественных, производственных, а также научное прогнозирование  выбора человеком алгоритма управляющего решения для наиболее эффективного развития
  7. Определение миссии и программы развития человека или любой другой системы с учётом всех индивидуальных потенциалов и актуальных для раскрытия качеств, свойств, характеристик конкретного типа личности с целью компенсации односторонности развития

 

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДА КаПсиД

     Проблема развития личности и её места в общественной жизни актуальна и является основной темой многочисленных социологических и психологических исследований. Проявление личности в конкретных возрастных периодах жизни, с учётом влияния среды и различия в уровне сознания, требует более углубленного научного познания развития человека в окружающем его мире.

Основой знаний современной психологии является знание о том, что для каждого характерно индивидуальное сознание, на основании которого формируется соответствующая ему окружающая среда, в которой он живёт.

В различные возрастные периоды своей жизни человек познаёт окружающий его мир на основе накопленного опыта в предыдущий период развития. Это познание является относительным, но в то же время является объективной закономерностью. Из этого следует, что существует зависимость уровня сознания от степени познания окружающего мира и возможности использовать накопленный «по уровню сознания» опыт для организации новых, более совершенных структур системных отношений за определённое время цикла.

Методы исследования, существующие в прикладной психологии, в психодиагностике, направлены на исследование конкретных сфер проявления человека, его внутреннего мира, эмоционально-чувственного состояния и поведенческих предпочтений, типа мышления и социальной индивидуализации, самоактуализации.

Но существует проблема обобщения, целостного подхода, структуризации, синтеза выявленных взаимосвязей и учёта взаимообусловленности их проявления как качеств человека на различных уровнях жизни, определения закономерностей развития и причин выявленных особенностей и стереотипов, учёта целевой направленности на каждом этапе жизни.

 

Пример Подсистемы-Системы-Надсистемы
Рис.4. Система отношений Субъект-Объект

     В связи с вышесказанным нам важно изучить многоуровневое проявление человека в межличностных, коллективных и общественных отношениях с учётом цели развития и актуальных задач возраста.

Эти взаимоотношения возникают относительно одновременно на психофизическом, эмоциональном, ментальном и социальном (коллективно-сознательном) уровнях проявления человека.

Известно, что взаимоотношения человека и окружающего мира характеризуются как система отношений субъекта, объекта и причинных связей, которые возникают между ними.

     В психологии рассматривается проблема определения субъектом-человеком – причинных связей и их проявление в окружающем мире (см. рис.4).

Важно отметить, что в развитии человека при переходе от одной ступени к другой часто более существенными являются не внутрифункциональные, а межфункциональные изменения, то есть изменения межфункциональных связей, межфункциональной структуры. Эти изменения называются системными отношениями.

     Объектом исследования в психологии является определение характера межфункциональных связей субъекта с окружающим миром (объектом).

     На основании синтеза известных в психологии исследований и применения знаний об универсальных законах развития с позиции Универсологии был разработан новый метод – метод кардинальной психодиагностики (КаПсиД)

 

     Объектом исследования кардинальной психодиагностики является не только типология и индивидуальные различия людей, но и определение причин развития многоуровневых системных отношений, в которых проявляются люди в окружающем мире. При этом системные отношения относительно сознания человека имеют относительный (релятивный) и познавательный (гносеологический) характер, зависящий от полноты отражения и преображения жизненного пространства деятельностью человека.

     Между субъектом и объектом деятельности существуют переходные этапы и трансформации. Переходные процессы приводят к циклическому чередованию процессов анализа и синтеза, т.е. происходят качественные изменения этих процессов. См. рис.

Данная цикличность смены процессов познания (анализа) и преобразования (синтеза) при их относительно одновременной повторяемости на разных уровнях развития системных отношений является основой метода КАПсиД.

     Метод кардинальной психодиагностики (КаПсиД) является системой всестороннего исследования причинно-следственных связей в жизни человека и позволяет установить потенциалы личностного развития, а также прогнозировать особенности и потенциальные возможности творческой реализации личности на основе закономерностей циклического развития человека как части большей системы жизни – общества, человечества, планеты. При этом устанавливаются оценочные критерии направления развития личности.

 

     КаПсид даёт возможность определять не только имеющиеся черты характера и типологию личности, но и те условия развития, которые обеспечат достижение человеком полноты системных межличностных, производственных и общественных отношений на основе раскрытия его предрасположенностей как врождённых способностей.

 

Из закона причинной обусловленности следует, что недостаточно только желать чего-то. Во всё нужно вкладываться.
Рис.5. Действие закона причинной обусловленности

     При использовании метода КаПсиД циклический характер повторяемости структуры возникающих системных отношений личности в коллективе или обществе, определяется на психофизическом (1 уровень), эмоциональном (2 уровень), ментальном (3 уровень) и 4-ом (переходном к коллективно-сознательному) уровнях (см. рис. 5). Этот характер структуры системных отношений в плане следствий отражается на 3-х соответствующих уровнях плана причин как коллективно-сознательное проявление личности в обществе (т.е. на уровнях: согласования в коллективных отношениях и сотрудничества (5 уовень); общественных отношений на основе ценностей (6 уровень); целевой ориентации на основе мировоззрения (7 уровень). Творческие способности на 4-м уровне заключаются в синтезе ранее накопленного опыта системных отношений и в управлении созданием более эффективных системных отношений.

     На рис. 5 изображена 7-ми уровневая модель и действие одного из универсальных законов бытия - закона причинной обусловленности.

     Основные положения закона причинной обусловленности

      Универсология любое явление рассматривает с точки зрения причины происходящего. Причина определяется на основе универсальных закономерностей развития. Разрешение проблем осуществляется за счет устранения искажений в сфере, которая является для данной проблемы сферой причин.

      Закон причинной обусловленности описывает, как посредством многоуровневых причинно-следственных связей, пронизывающих всю Вселенную и образующих единую ткань Бытия, связывается воедино всё многообразие жизни в ней, обусловливая целостность Вселенной и осуществляя управление развитием жизни с целью реализации замысла Творения.

     Суть закона:

  1. Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину.
  2. Всё, что совершается, совершается закономерно.
  3. Случайность - это непознанная закономерность.
  4. Причинно-следственные связи существуют на всех уровнях системных отношений.
  5. Каждая причина, в свою очередь, является следствием еще большей причины.

 

     Если у человека материально-бытовая проблема (1), то причина этой проблемы – мировоззренческие проблемы (7).

      Если у человека эмоциональная проблема (2) – замкнутость, изолированность, то причина этой проблемы – неполнота ценностных ориентиров в иерархии общественных отношений.

     Если болен ребенок, то это свидетельствует о скрытой проблеме в семейных отношениях родителей (3-5), так как ребенок - это результат (3) сотворчества родителей (5).

     Если человек говорит о том, что у него нет проблем, то у него отсутствует видение переходного процесса к новому качеству жизни (4).

 

 

     Метод КаПсиД показывает зависимость характера установления причинных связей личности в коллективе и обществе от влияния циклического характера внешних воздействий. Уровень этих связей устанавливается в зависимости от географических и гелиофизических особенностей движения Земли (как большей системы) вокруг Солнца и вокруг своей оси и прецессии земной оси.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА КАПСИД

     Одной из проблем существующих методов психодиагностики является зависимость оценки характера развития системных отношений от уровня сознания исследователя и психологического состояния исследуемого на момент тестирования или диагностирования. Поэтому сведение субъективности оценки к минимуму является важнейшей целью многих научных разработок. Эта проблема может быть решена при применении универсальных законов развития и выявления причинного характера имеющихся состояний субъекта, обусловленных как результат причинно-следственных связей в цикличности развития.

     С помощью метода КаПсиД при проведении кардинальной психодиагностики можно определить детерминанты свойств системы как результат причинно-следственных иерархических и синергетических связей и проявление тройственности системы на всех семи уровнях системных отношений.

     Новым подходом метода КаПсиД, отличающим его от традиционных методов, применяющихся в психодиагностике, является определение креативной роли сознания как творческого аспекта личности и понимание циклического характера развития как смены отражательной и преобразовательной функций сознания.

     Расчет и анализ детерминант свойств системных отношений матричным методом, с одной стороны, является эксперсс-методом, позволяющим без значительного оснащения и за короткий промежуток времени осуществить психологическое исследование личности.

     Метод позволяет дать заключение о типичном стиле поведения, наиболее вероятном характере отношений, типе и образе мышления и способах принятия решений. Эти особенности проявления личности, определяемые с помощью КаПсиД, являются ресурсам человека на пути, как к успеху в его планах и целях, так и к возможным нарушениям гармонии и полноты жизни на психофизическом, эмоциональном, ментальном, межличностном, социальном и мировоззренческом уровнях развития личности.

     Метод КаПсиД позволяет выявить потенциалы личности в каждый конкретный период возраста и определить наличие сильных и ослабленных качеств, проявляющихся при выполнении задач возраста.

 

Метод может быть применен:

  • ·         для сравнительной характеристики качеств разных людей;
  • ·         для поиска согласованного развития и гармонизации отношений;
  • ·         для выбора оптимальных ролей и компетенций;
  • ·         для сопоставления в текущей ситуации дня качеств различных личностей и сфер деятельности.

 

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КАПСИД

     Метод КаПсиД имеет широкий спектр возможностей для применения его в различных сферах жизнедеятельности общества:

  • ·         Профилактическая медицина
  • ·         Психология
  • ·         Педагогика
  • ·         Социально-экономическая сфера
  • ·         Сознательное родительство

 

     Метод КаПсиД является эффективным, малозатратным инструментом прогнозирования и применяется в исследованиях по универсальным моделям управления при причинно-системном и межсистемном прогнозировании.

 

1. Прогнозирование и моделирование здорового образа жизни человека:

  • ·         Определение индивидуальных особенностей, способностей и предрасположенностей личности.
  • ·         Составление психологического портрета личности.
  • ·         Оценка состояния здоровья экспресс-методом с учетом возраста.
  • ·         Определение предрасположенности к заболеваниям.
  • ·         Предложения по причинно-системной профилактике и оздоровлению.
  • ·         Разработка индивидуальной программы здоровья.
  • ·         Моделирование успеха личности, ее стиля жизни.

 

2. Прогнозирование и моделирование счастливой жизни человека в семье:

 

• Составление психологического портрета семьи.

• Разработка профиля системы родственных отношений.

• Выявление особенностей взаимоотношений каждого члена семьи, в связи с особенностями его воспитания, темперамента, характера и возраста.

• Построение идеальной модели семьи.

• Построение модели семьи с учетом имеющихся потенциалов и скрытых способностей членов семьи позволяет устранить стрессовые, конфликтные ситуации, достигнуть гармонии семейных отношений.

 • Рекомендации по установлению гармоничных отношений в семье.

 

3. Прогнозирование и моделирование успеха человека в профессиональной деятельности, профессиональная ориентация:

• Определение творческого потенциала человека с учетом возраста, характера, сферы интересов и приоритетов развития.

• Определение степени самоактуализации личности и мер коррекции по повышению уровня самоактуализации.

• Моделирование и прогнозирование развития, творческого раскрытия личности.

• Помощь в выборе наиболее эффективной сферы деятельности человека.

• Разработка алгоритма развития лидерских качеств, помощь в организации собственного бизнеса.

 

4.  Прогнозирование и моделирование успешной деятельности организаций и предприятий:

• Диагностирование потенциалов предприятия на момент регистрации.

• Разработка орг. структуры организации с учетом ее миссии и целей.

• Разработка целевой ориентации и стратегии организации.

• Разработка моделей производственного цикла.

• Разработка оперативных планов в соответствии с текущими условиями.

• Моделирование эффективного функционирования предприятия.

 

5. Разработка коллективной стратегии деятельности предприятия:

• Диагностика и прогнозирование деятельности предприятия и его отделов на основе комплексного подхода с учетом коллективной стратегии, согласованности целевой ориентации сотрудников.

• Комплексное исследование кадрового потенциала подразделений предприятия.

• Диагностика, меры профилактики и рекомендации по улучшению психологического климата в коллективе.

• Выбор мотивации персонала и согласование стратегических изменений.

• Формирование результативной команды.

• Развитие лидера в коллективной стратегии.

 

     Человек способен осознанно достигать качественно новой ступени в своем развитии. Это достижение строится на способности делать правильный выбор направления сотрудничества с миром. Как говорил Аристотель: «Целое всегда больше суммы его частей». 

Пройдите по данной внутренней ссылке и прочитайте о семинаре-практикуме, который состоится 21 сентября 2013г. в 10.00

по адресу: район ктр. "Маяковский", Красногвардейская, 40. Центральный вход. Цокольный этаж.

Офис компании "Модель Успеха"

 

Семинар-практикум по КаПсиД

 

Или скачайте программу семинара-практикума по ссылке чуть ниже 

Скачать
Целевая аудитория:
практикующие психологи и врачи; руководители организаций, кадровых служб и подразделений; учителя, воспитатели и родители детей; все, кто хочет эффективно общаться и строить отношения с другими людьми.
Программа Семинара Матрица.doc
Microsoft Word документ 289.5 KB